Хапкидо - мифы
и реалии Федерации Хапкидо Общество "Хапкидо-Украина" Теория и практика боевых искусств ![]() Звезды хапкидо Медитация в Син Сон До Что может помешать познанию боевых искусств «Глас вопиющего в пустыне» или некоторые мысли о боевых искусствах Движение покоя Вода "ХАН Ю СУЛЬ" - путь освобождения в состоянии покоя О сути традиции. Хангулдо – искусство оружия с корейским духом Подсознание и Хапкидо Рыцари ночи Выстрел в вечность Веревка – средство защиты Кумдо - это путь совершенства Что нас приводит в хапкидо? Внутренняя практика хапкидо Боевое искусство Ханкидо (hankido) Смертельные возможности открытой ладони Что может убить, то и лечит Веер - традиционное оружие корейских боевых искусств. Тематические курсы Хапкидо Корейские мастера о себе и боевых искусствах. Беседа с основателем современного хапкидо Гранд мастером Чхве (Чой) Йонг Солем. Беседа с мастером Ли Джинг-Сео. Беседа с мастером Сунг Су Кимом. Беседа с Грандмастером Ли Джу Банг Фотовести Ссылки |
Корейские мастера о себе и боевых искусствах. Грандмастер Ли Джу Банг относится к первой «волне» учеников основателя хапкидо Чхве Йонг Соля. Мне приходилось читать о нем, как об основателе современного корейского боевого искусства «Хварангдо» во многих справочных изданиях, но когда прочел интервью с ним в журнале «BLACK BELT» (автор Хьюнг Мин Джун), то пришла мысль познакомить с ним русскоязычного читателя. Ли Джу Банг живой свидетель развития современных корейских боевых искусств. На его глазах происходило становление хапкидо, кук суль вона и других искусств на послевоенном пространстве Южной Кореи. Он воспроизводит историческую картину как возникновения боевых искусств в древней Корее, так и их возрождение после Второй мировой войны, взаимоотношения между мастерами, и самое главное, он лично рассказывает о том, что его подвигло создать новый стиль, названный ХВАРАНГДО (HWA RANG DO), и в чем специфика этого боевого искусства. Беседа с Грандмастером Ли Джу Банг.- Что лежало в основе возникновения корейских боевых искусств? - Фактор возникновения боевых искусств в Корее уходит в прошлое на 5000 лет, в период формирования страны, под названием Ко Чосан (Старый Чосан). В тот древний период люди направляли усилия на сохранение целостности своей страны и защиты себя от врагов и животных. - Давайте перенесемся в эпоху Трех Королевств, когда, видимо, был наибольший расцвет корейских боевых искусств. - Воины хваранг были самыми знаменитыми в Корее. Как они были организованы? - Воины хваранг были героями древней Кореи. Об этом у нас знают даже школьники начальных классов. Период Силлы, как династии объединенных государств Силлы, является наиболее продолжительной цивилизацией в нашей истории, и воины хваранг были потомками Силлы, подобно рыцарям средневековой Европы. Они были организованы в отряды численностью от 300 до 5000 молодых людей. Их называли хваранг до (последователи хваранг). Слово «до» в этом случае подразумевало «последователь», а не «путь», как думают многие исследователи боевых искусств. - Пожалуйста, объясните термин «Хваранг». - Это слово состоит из двух китайских иероглифов, произносимых по-корейски. - Как влияла на формирование характера воинов хваранг их подготовка? - Подготовка хварангов была направлена на развитие человеческой сущности, которая использовала максимум своих потенциальных возможностей. Вы слышали о потенциальной и кинетической энергии? - Они еще что-нибудь изучают? - Они изучают нетрадиционную медицину, которую можно было использовать в случае получения ран во время боевых действий или тренировок. Эта часть подготовки включала вправление костей, акупрессуру, акупунктуру, лечение травами и упражнения на развитие «ки» (внутренней энергии). Их медитативная практика давала ментальную силу, которая была необычной для сегодняшних условий жизни. Они могли выдержать сильную боль и продемонстрировать непостижимую умом ловкость. Они как прекрасно разбирались в боевых искусствах, так же и создали поэтический стиль «хьянг га». Они были настоящими представителями «Ренесанса». - Что случилось с воинами хваранг после падения династии Силла? - Генерал хварангов по имени Вангум взял власть в стране и переименовал ее в Корье. Это был период с 936г. до 1392г. Система хваранг продолжила свое существование под разными названиями, такими как «кук со до» и «пунг воп до». Эти названия носили окончание «до», что означало «последователь». В Корейском языке много слов с одинаковым звучанием, но с разными значениями. Таким образом, это окончание не означает то, что в каратэ-до, таеквондо, хапкидо. В названиях этих боевых искусств «до» означает «путь». - Как такое суждение повлияло на изучение этого искусства? - Вернемся опять к истории… - В 1392г. другой генерал хварангов Йи Сунг Джи упразднил Корье и создал королевство Чосан, которое так же известно, как династия Йи (Ли). Так продолжалось до 1910г. - Как конфуцианство повлияло на развитие боевых искусств? - Это относится к тому, что очень важно, чтобы все изучающие традиционные боевые искусства понимали, что тогда произошло. - Что случалось с членами хваранг, если они не подчинялись указам короля Таджонга? - Многие из них ушли в горы и другие отдаленные места Кореи. Они жили странствующими отшельниками, посвящая себя изучению духовности, передавали свои огромные знания в областях религии, боевых искусств, врачевании только нескольким отобранным ученикам. - Что происходило с корейскими боевыми искусствами в это время? - То время было уничтожающим для Кореи и не только по отношению к боевым искусствам. Все, что было связано с Корейской культурой, было подвергнуто «ревизии». Японцы принуждали корейцев говорить в общественных местах по-японски, одеваться на японский манер, проповедовать все японское при любых обстоятельствах. Мы были вынуждены вести себя, как японцы, и все же они относились к нам, корейцам, как к недочеловекам. Все, что представляло корейские традиции, было запрещено. Это относилось к национальной одежде, языку, правописанию, боевым искусствами, даже корейские имена были вне закона. Японцы убивали сотнями тысяч инакомыслящее гражданское население, было распространено похищение людей, насилие над женщинами, была попытка переписать корейскую историю, выставить нас перед японцами, как людей низшего сорта, они старались уничтожить нашу индивидуальность, заставляя нас жить в рабстве. - Как это отразилось на корейских боевых искусствах? -Излишне говорить, что каждого, кого заставали за изучением или преподаванием традиционных корейских боевых искусств, ждала тюрьма. В последние годы правления династии Йи боевые искусства были в упадке, однако японская оккупация почти полностью уничтожила то немногое, что оставалось. Те, кто хотел официально изучать или преподавать искусства, были вынуждены практиковать японские стили каратэ, дзюдо или кендо. Некоторым мастерам повезло: им удавалось преподавать свое искусство или в тайне, или, живя в отдаленных районах Кореи, где их не могли найти японцы. Этим воспользовались последователи хварангов, живя в горах. - Давайте на время отклонимся от обсуждаемой темы и поговорим о вашем начале занятий боевыми искусствами. - Свои первые шаги в боевых искусствах я начал под руководством моего отца, который изучал дзюдо и кендо в период оккупации. Я начал заниматься (вместе с братом) как только смог уверенно ходить. - Итак, система, которую вы унаследовал от Су Ам Доса, не было хварангдо? - Именно так. Я унаследовал боевую систему хварангов, которая называется ум ян квон. Помните, что хварангдо, как боевое искусство не было 2000 лет назад. Я использовал это название, чтобы идентифицировать это новое искусство в 1960г. Вполне возможно, что не все генералы хварангов и последователи ранг до, практиковали одни и те же боевые искусства, однако до меня никто не заявлял о каком-либо боевом искусстве хварангов, что доказывает, что только высшая жизненная линия воинов хваранг вышла из ум ян боевого искусства. Другие, кто поднимал этот вопрос после меня, лгут. - Из чего складывалась ваша подготовка в ум ян квон? - Типичный тренировочный процесс с моим учителем заключался в работе целый день, в отличие от занятий в настоящее время. Мы занимались каждый день: подъем в 5 утра, разогрев и тренировка в течение часа, приготовление завтрака и работа на нашего хозяина. Уборка до 8 утра и тренировка с хозяином 3-4 часа: приготовление еды и обед; короткий часовой сон, опять 4 часовое занятие с учителем, а потом приготовление ужина. После мытья посуды Су Ам Доса учил нас искусствам «шин гон» (ментальная подготовка) и «суль» (врачевание). - Когда Су Ам Доса вручил Вам с братом черные пояса по ум ян квон? -Со своего возникновения боевые искусства хварангов по своей организации отличались от современных стилей. Ум ян квон был тренировочным процессом без поясных градаций. Наша подготовка включала в себя многие дисциплины. Су Ам Доса учил нас как развить способности в ударе ногами и руками, прыжках, падениях, костоправстве, переломах суставов, удержаниях, удушении, борьбе, акробатических прыжках, бросках, ударах по чувствительным точкам на теле человека, акупрессуре, в управлении «ки». Мы учили 260 элементов защиты с 4000 их вариаций. Мы изучили 10 видов традиционного оружия, каждый из которых имеет 20 подвидов. В дополнение Су Ам Доса учил нас искусству разведчиков хваранг «суп са» (умение быть незаметным). И однажды, когда мы овладели этими науками, мы были признаны мастерами. - Как повлияла Корейская война 1950г. на ваши занятия? - Моя семья и Су Ам Доса переехали в Сеул в 1948г. Мой учитель построил себе дом на горе О-Дас, живя в одиночестве в своем йанг ми ам (отшельничестве). Некоторые монахи были так погружены в свое ментальное и духовное развитие, что они оставили мир, выбрав жизнь в одиночестве, где они могли продолжать развивать свои искусства. Я и мой брат тренировались с ним каждый день, пока моя семья не переехала в 1950г., дальше на юг страны. - Существует много мнений о том, что происходило с боевыми искусствами Кореи после Второй Мировой войны. Было суждение, что до оккупации Японией в Корее было много стилей и они только внешне были изменены, после освобождения страны. Как произошло с более известными стилями таеквондо и хапкидо. - Давайте сразу определимся с этим вопросом. Некоторые представители таеквондо говорят, что их искусство пришло от стиля Су бак, который практиковали в королевстве Корье. Другие говорят, что в основе таеквондо лежит стиль тае кьон. - Были ли еще какие-либо причины широкого развития таеквондо? - Президент Пак Чунг Хи принял решение развивать таеквондо, как национальный вид спорта, в начале семидесятых. После того, как в результате противоречий с существующим режимом, федерация таеквондо (ITF), возглавляемая генералом Чой Хон Хи вынуждена была передать эстафету другой организации: Всемирной федерации таеквондо (WTF), последняя возглавила этот спорт уже, как олимпийскую дисциплину. - Как развивалось хапкидо в Корее? - Получается, Чой в действительности преподавал японскую систему? - Абсолютно. Он и не делал другое заявление. Некоторые лица сегодня говорят, что хапкидо местная корейская система, однако, если у Чоя не было проблем говорить , что он преподавал японскую систему, почему это не сделать его последователям? Чой называл свое искусство «ю суль», что означает «мягкие искусства». Но это лишь корейское произношение дзю-дзюцу или йавара. И он не делал секрета, что эти знания он получил от японского мастера. - Кто еще имел отношение к хапкидо в те дни? - В 1959г. Джи Хан Дже открыл свою школу «Йавара» в Сеуле. И в 1960г. я начал преподавать под названием «Хваранг Му Суль». В 1961г. Ким Му Хонг приехал в Сеул и открыл свою школу «Шин Му Квон хапкидо». - Итак, вы тренировались с Чой Йонг Солем? - Да, в пятидесятые годы, в период Корейской войны моя семья переехала дальше на юг, в Таегу. Я его там и встретил. Он давал частные уроки, и мы у него учились. Возможно, что Джи Хан Дже и другие могли учиться у него в тот же период. Но мы занимались в разное время. Когда мы посещали дом Чоя, мы были одни. -Как-то уже говорилось, что одно время вы были обладателем самого высокого квалификационного уровня, присвоенного основателем хапкидо Чой Йонг Солем? - Это правильно. Мастер Чой присвоил Джи Хан Дже, моему брату и мне «пал дан» (восьмой дан) в мае 1968г. В то время никто больше не обладал таким уровнем хапкидо. - Хотя Вы получили высокий ранг от Чоя и организовали школу хапкидо в Сеуле, Вы оставили это боевое искусство. Почему? - Я должен был следовать правилам, которыми руководствовались те, кто изучал боевые искусства. Существуют законы взаимоотношений между учеником и его учителем. Если учиться у своего мастера, то для него не существуют ни другой наставник, ни другой стиль. Я изучал ум-ян квон, боевое искусство хваранг, только у Су Ам Доса. Я не хотел делить мою преданность учителю, ни ту мудрость, которую он мне преподал. Ведь именно наши усилия и преданность позволили мне и моему брату стать мастерами боевого искусства хварангов. - Вы играли ведущую роль в распространении хапкидо в Сеуле. - Воодушевленные признанием нашего мастерства со стороны мастера Чоя, и понимая свою ответственность перед президентом Кореи, мы хорошо выполняли свою работу. Однако качеству развития хапкидо мешало то обстоятельство, что чиновники Корейской ассоциации хапкидо продавали сотням школ право присваивать черные пояса высших уровней. Не способствовало качеству развития этого искусства и то, что за деньги кто- угодно мог организовать школу хапкидо. Однако мы с братом были хорошо известны в мире корейских боевых искусств, и нам нужно было организовать успешную школу боевых искусств в Сеуле, так как мы понимали, что нам не суждено представлять хапкидо, когда его характерные черты начали уничтожать. - Что Вы решили делать? - Некоторые люди заявляют, что в большинстве своем техники хварангдо – это модифицированное хапкидо. - Если вы хотите сделать историческое сравнение, посмотрите какое боевое искусство повлияло на другой стиль, для этого обратитесь к хварангдо и дайто-рю - айкидзюцу. Мы уже знаем, что хапкидо унаследовало дайто-рю. - Некоторые исследователи заявляют, что удары ногами хварангдо взяты из тае кьон? Вновь посмотрите на физические аспекты искусства. Тае кьон искусство с преобладающим количеством техник, выполняемых ногами. Если техники ног пришли в хварангдо действительно из тае кьон, тогда почему удары ногами в моем искусстве более завершенные? - В одной из статей, размещенных в интернете сообщается, что Вы изучали техники ударов открытой ладонью у основателя кук суля Су Ин Хека. Если это так, то выходит, что хварангдо последователь кук суля. - Как я уже раньше упоминал, Джи Хан Дже открыл свою школу в 1959г. Свою я открыл в 1960г. а другой мастер Ким Му Хонг – в 1961г. И хотя мы все вместе тренировались в пятидесятые годы у Мастера Чоя, я никогда их в то время не видел, т.к. я брал частные уроки у Мастера Чоя. Когда Ким Му Хонг пошел в 1962г. в армию, его отец нанял других мастеров для работы в его школе. Я так же преподавал там пару месяцев в дневное время. Это было время, когда я встретился с Су, Ким Ву Таком, Ли Хан Чулем и Ким Му Джином. К тому моменту мы все были мастерами, между нами господствовали только дружеские отношения, однако мы все преподавали различные стили. - То есть, эта теория не верна? - Настолько же, насколько эти слухи игнорируют исторические факты, что, якобы, я ездил в Пусан изучать техники ударов рукой у Су. Однако это голословное заявление не вписывается в рамки времени, когда мы открыли наши школы. На то момент я уже был мастером хварангдо и ю суль. Если я открыл свою школу в 1960г. в Сеуле, то зачем мне следовало ездить пять лет спустя в Пуасан изучать техники работы открытой ладонью? (Смеется). Это имело смысл? Некоторые хорошо информированные практики таеквондо, так же распускали слухи, что я изучал танг су до. Кто угодно может распускать подобные слухи, но я даже не буду их комментировать. - Что вы еще можете рассказать о хапкидо? - Сегодня реально существуют два главных стиля хапкидо. Один из них – это ю суль, мастера Чоя, который оказал влияние на деятельность Джи Хан Дже и Ким Му Хонг. У этого стиля нет форм, а также ударов ногами и руками. - Когда Вы начали преподавать свое искусство в США и как это было? - Приезд в США Был следующим логическим шагом в деле развития хварангдо. Перед тем, как я покинул Корею, у меня было много учеников хварангдо в Сеуле. - Итак, Вы уехали… - В июле 1972г. я уехал из Кореи и перевез семью сюда, в США. Мой брат приехал раньше, чтобы основать школу. Языковый барьер был настолько большой, что это вызвало непонимание хварангдо. Однако дело может сдвинуться с мертвой точки, если хватает терпения его сделать: постепенно ученики начали приходить учиться в мою школу в Дауни, Калифорния. Вскоре мы с братом получили государственную лицензию на открытие медицинского центра по использованию методов врачевания Су Ам Доса, чтобы лечить людей на нашей новой родине. Мы также внедрили свое искусство в войсках спецназначения США, пользуясь авторитетом Майкла Ичениса, который был мне словно сын. - Где еще есть представительства хварангдо? - В Азии, Европе и Америке. У нас есть школы на Филиппинах, в Дании, Голландии, Мексике, Канаде, Польше и в ряде других стран, не упоминая все школы, что мы имеем в США. Сейчас у нас более 300 лицензированных школ по всему миру, где занимается около 100000 учеников. Наше искусство развивается хорошо, но я ожидаю большой бум в следующем году в связи с выходом для общественности первых видеокассет. - Когда Ваши кассеты будут выпущены? - Новое искусство «тае су до» недавно появилось в связи с Вашим именем. Что это? - Тае су до – это упрощенная спортивная версия хварангдо. Я создал программу подготовки для начинающих в боевом искусстве, чтобы облегчить изучение истинного хварангдо. В хварангдо меньший процент длительно занимающихся учеников, по сравнению с другими боевыми искусствами. Оно сложно для среднестатистического парня с улицы в понимании строгости изучения дисциплин, входящих в это искусство, поскольку оно не для легкого время препровождения. - Что из себя представляет тае су до? - Оно означает «путь великой руки» или «путь воинского духа». Оно предназначено подготовить людей к более сложному тренингу хварангдо. Ученики, которые имеют предварительную подготовку в боевых искусствах могут прийти изучать хварангдо на уровне белого пояса, но реально начинающий должен пройти тае су до до черного пояса. - Как Вам видится будущее хварангдо? © Игорь Гамбаров |
Центр Ханкидо-Хапкидо Украина, Днепропетровск тел. (0562) 38-26-90 тел. моб. +38 067 700-53-97 +38 068 408-47-07 |