Хапкидо - мифы
и реалии Федерации Хапкидо Общество "Хапкидо-Украина" Теория и практика боевых искусств ![]() Звезды хапкидо Медитация в Син Сон До Что может помешать познанию боевых искусств «Глас вопиющего в пустыне» или некоторые мысли о боевых искусствах Движение покоя Вода "ХАН Ю СУЛЬ" - путь освобождения в состоянии покоя О сути традиции. Хангулдо – искусство оружия с корейским духом Подсознание и Хапкидо Рыцари ночи Выстрел в вечность Веревка – средство защиты Кумдо - это путь совершенства Что нас приводит в хапкидо? Внутренняя практика хапкидо Боевое искусство Ханкидо (hankido) Смертельные возможности открытой ладони Что может убить, то и лечит Веер - традиционное оружие корейских боевых искусств. Тематические курсы Хапкидо Корейские мастера о себе и боевых искусствах. Беседа с основателем современного хапкидо Гранд мастером Чхве (Чой) Йонг Солем. Беседа с мастером Ли Джинг-Сео. Беседа с мастером Сунг Су Кимом. Беседа с Грандмастером Ли Джу Банг Фотовести Ссылки |
Теория и практика боевых искусствВНУТРЕННЯЯ ПРАКТИКА ХАПКИДОСреди других боевых искусств мира, о которых говорят, как о «мягких» или «внутренних» системах, корейское боевое искусство ХАПКИДО всегда в поле зрения исследователей и любителей боевых искусств. Традиционные корейские боевые искусства имеют репутацию жестких, грубых стилей, включающих в себя много жестких техник рук, сжатых в кулак и ударами ног на верхнем уровне. Однако хапкидо как мягкое, так и жесткое боевое искусство, в добавок к этому еще и гибкая система, которая, отдавая дань традиции, учит рациональным знаниям в сфере восточных боевых искусств. Пришедшие в хапкидо быстро понимают, что они будут изучать две различные, но органично связанные дисциплины. Существуют внешние, физические техники боя, и внутренние, создающие сильный характер: «ДО» – путь просвещения, никто не может считать себя сформированным представителем боевых искусств без активной практики этих двух дисциплин: одна создает форму искусства, другая ее смысл. Упражнения связанные с физическими техниками, можно преподавать, объяснить,
показать в качестве примера и изучать, регулярно их повторяя. Внешние
технические комплексы можно демонстрировать в показательных выступлениях,
они могут быть опубликованными в журнале. Пока начинающий учится двигаться наносить удары руками и ногами, он в тоже время наблюдает за поведением инструктора, за его спокойствием, физическим состоянием и степенью уважения к нему со стороны окружающих. Если обладатель черного пояса теряет контроль над собой и нанесет травму своему ученику, то каждый, кого он учит, может подумать, что это нормальное явление, и если испытываешь к кому-либо злость, то можно его обидеть или даже ударить. Если инструктор оскорбляет начинающего, то он может подумать, что такое поведение норма отношений. Если обладатель черного пояса злоупотребляет алкоголем и курением, не следит за состоянием своего здоровья, то его ученик может взять для себя за правило считать, что инструктор не нуждается в контроле за своим здоровьем и в самоуважении. Древний воинский афоризм гласит: «Человек, который достиг мастерства
в искусстве, проявляет его в каждом своем поступке». Начинающие очень скоро начинают понимать, что надлежащее отношение к делу настойчиво проводится в жизнь на тренировках хапкидо. Более того, прежде чем занимающийся получит черный пояс хапкидо, он или она должны продемонстрировать все свои положительные внутренние качества мастеру более высокого уровня. И будучи достойными этого, могут быть допущенными к работе с новичками, пришедшими в хапкидо. Это правило страхует непрерываемую линию уважения повсюду в искусстве хапкидо. Этикет в хапкидо изучается с той же тщательностью, как детали техники. Обучающийся должен постигнуть надлежащий поклон: ноги вместе, руки по швам, пальцы вместе, поклон начинается с поклона в поясе, а не кивком головы. Так же необходимо знать, когда кланяться: ведь это пример, когда желают выразить уважение. Однако сам поклон может не быть проявлением уважения. Истинное уважение должно быть выработано инструкторами, которые демонстрируют постоянное терпение, контроль и посвящение себя боевым искусствам. И занимающийся будет свидетелем уважения к тому инструктору, чей уровень подготовленности не вызывает сомнения у его аудитории. Так же существует большая разница между боевым искусством с эффективной техникой с одной стороны и надуманным понятием уважения в боевых дисциплинах с другой стороны. Ни один представитель боевого искусства не будет отрабатывать смертельную технику с тем партнером, который не может вовремя остановить свой удар или бросок. Только личный ляпсус в проявлении уважения является инцидентом в боевых искусствах. Обладатели черных поясов, которые учат «показухе» демонстрируют пример когда личное эго превосходит самого человека. Этот же случай характерен и к тем, кто травмирует своих учеников. Не существует ошибок подобного рода там, где есть понятие настоящего уважения. Именно это является важнейшим принципом внутреннего тренинга в боевых искусствах. Спокойствие легко объяснить, но тяжело реализовать в практике боевых искусств. В хапкидо используются три метода воспитания спокойствия у занимающегося: расслабление, медитация и центрированность. Джуан-Цзы писал, что к человеку может прийти изобилие, но разум при этом должен оставаться свободным и, чтобы он ни делал, оставался центрированным. Термин «центрированный» довольно абстрактный, но он имеет очень определенное отношение к боевому искусству. Примером этому служит случай, когда у бойца мысли и дело реализуются одновременно в нужный момент. Возьмем пример: человек в порыве ярости стремиться наклониться к своему обидчику, чтобы доказать свою правоту и стереть его в «порошок». С другой стороны, испугавшись атаки, человек готов уклониться от нее, развернуться и даже убежать. И вот в боевой ситуации оба эти человека могут почувствовать, что они вынуждены двигаться в том направлении, к которому не готовы. В один момент они это четко поймут, возможно, попытаются это исправить, однако будет слишком поздно. Только не закрепощенный разум, не отягощенный раздумыванием «а что же произойдет?» может реагировать на происходящее адекватно ситуации. Чтобы сформировать такое ментальное состояние обучающиеся практикуют специальные техники самообороны (хо-шин-суль). Эта техника предусматривает свободные действия между двумя и более людьми, стремящимися контролировать друг друга смещением баланса, запиранием суставов или бросками при этом они сами стараются не подвергнуться этим действиям. Движения практикующих следуют один за другим. Если один блокирует действия другого, то последний в свою очередь нейтрализует движения первого. Если ученика бросают наземь техникой Хо-шин-суль, он должен перекатиться и встать на ноги как будто ничего не произошло. Таким образом, он учится избавляться от чувств, связанных с победой или проигрышем, поскольку человеку могут мешать эмоции как в момент триумфа, так и во время поражения. Во время занятий боевым искусством человеку необходимо избавляться от эмоций и позвольте своему разуму не фиксироваться ни на чем. Нам всем приходилось видеть представителей боевых искусств с лицами искаженными ужасным гримасами, издающими звериные крики. Как их характеризует это поведение? Они смогли преодолеть свои эмоции или они хотят показать своим оппонентам кто они? В любом случае такие люди не готовы к спонтанным, но оправданным по ситуации действиям. Скорее всего они будут действовать только по тренировочным заготовкам. Правильный подход к обучению прививает ученикам спокойствие, расслабленность центрированность и готовность встретить любую опасность. Сами по себе эти качества в случае реального назревания конфликта могут погасить возникшую агрессию. Во многих случаях агрессивно настроенный человек, столкнувшись с ситуацией, когда его не боятся и могут дать достойный отпор, может отказаться от своих намерений. В конце концов, обретение таких качеств есть основная цель боевых искусств. Сун-Цзу в своей книге «Книга войны» (приблизительно 500 г. до н.э.) писал: «Выиграть в 100 битвах – это не высшее мастерство, но подчинить себе противника без боя – это высшее мастерство». Третий принцип внутренней подготовки гласит, что ты не можешь полностью знать своего противника, если не знаешь себя. Боец имеет серьёзное превосходство над противником, если он постоянно готов действовать, как в случае обойти конфликт, так и при необходимости нанести противнику серьезное повреждение. Известный мастер боевых искусств Брюс Ли в своей книге «Путь перехватывающего кулака» писал: «Чтобы познать себя, следует изучать себя во взаимодействии с другими». Чтобы встретить противника в состоянии готовности и уверенности, необходимо испытывать свое тело и разум, свою философию жизни и этнические основы. Представитель боевого искусства должен постоянно испытывать и совершенствовать кодекс этики, укреплять свою веру в то, что праведно, а что нет. В будущем он должен всегда действовать в рамках четкого понимания границ собственного кодекса правильного бытия. В боевой ситуации нет времени анализировать, что правильно, а что нет, когда действовать, а когда нет. Такие размышления – результат ментального недоумения, колебания и могут закончиться смертью. Столетия назад колебания воина означали для него только смерть. Цель подготовки воина означала развитие такого понятия как «разум воина» - мышление, которое вырабатывало собственно кодекс поведения и систему его оценок ситуации, предшествующей возможной конфронтации. Во время боя разум воина освобожден от посторонних мыслей, и у него нет колебания в выборе действий. Когда воин ощущал, что должен действовать, это сразу происходило. Знаменитый афоризм воина гласит: «Знать и действовать – это одно и тоже». Чтобы отвечать требованиям «разума воина», изучающих хапкидо учат всему объему мягких и жестких техник, а также умению их использовать в необходимой ситуации. К примеру если противник захватывает хапкидоиста за рукав открытой ладонью, тогда тот может использовать принцип несопротивления. Он может просто повернуть свое тело или отступить в сторону, или оказаться в том месте, где противник, не почувствовав сопроситвления, потеряет устойчивость (естественно не без помощи хапкидоиста). В то же время, если агрессор рассердился и вытягивает нож, и хапкидоисту ясно, что намерения противника в этом случае недвусмысленны, он должен быть готовым быстро поразить своего противника сильным ударом. В таком случае хапкидоист имеет выбор ударить первым, зачем ждать когда агрессор будет махать ножом? Хапкидоистов учат, что нет таких техник, которые можно использовать в различных случаях, их учат использовать различные техники, используемые в зависимости от возникшей ситуации. Их учат брать на себя осознанную ответственность за свои поступки и действовать без колебаний в пределах «приличного поведения». Изучающих хапкидо учат задумываться над тем, что такое вода. По сути это одно из бесконечных понятий о разнообразии и отображении. Вода может быть разрушительной силой в виде обрушившейся волны. Но если вода сталкивается с препятствием, таким как скала или берег, она протечет мимо, окружит или затопит. Еще вода никогда не изменяет свою природу. Более того вода прекрасно отражает все, что ее окружает, причем в таких же размерах, без искажений. Именно такие качества воспитывает в себе хапкидоист. Лао Цзы говорил: «Знать других – то волшебство, знать себя – это просвещение». Самоконтроль, уравновешенность, уместная по ситуации защита может нейтрализовать атаку, которую проводит более сильный, чем защищающийся человек, но при этом он не уравновешенный, с несогласованными движениями. Поразмышляем над словами Лао Цзы: «Мягкость превосходит жесткость, податливость – напряженность». То, что более податливо всегда превосходит внешне непоколебимое. Это принцип управления происходящим, становясь его составной частью, это искусство приспособляемости. Классический пример этому притча о тростнике: «Могучий дуб стоит крепко, сопротивляясь урагану, но вскоре он будет выдернут и опрокинут наземь. А мягкий изящный, тростник склонится перед ураганом и будет расти дальше.» Помимо прочего, изучение хапкидо проводится по двум направлениям, которые повышают качество изучения внутренней силы: обучение с наставником и использование отчетливого зрительного образа. Изучающие хапкидо, практикую многократно мягкую технику хо-шин-суль, достигаю уровня минимальной жесткости между атакующими и защищающимися. В идеале защищающийся своими движениями сливается с действиями атакующего так, что последний их не ощущает, но теряет баланс и падает. Известный американский мастер хапкидо Джеймс Гариссон говорит: «Движения хапкидо только внешне кажутся мягкими, так как в их основе лежит действие разума, а не мышц». Одно из правил «мягких» искусств гласит: «Согнись под ветром, пролейся как вода», может вначале озадачить ученика, ведь, к примеру, представитель боевых искусств должен стремиться развить такой блок, который может остановить любой удар кулаком, и в то же время развивать такой удар, который мог бы обойти любой блок. Что же сказать по этому поводу? Ответ в том что, процесс тренинга в боевых искусствах никогда не заканчивается. Всегда необходимо учиться. После, возможно, нескольких лет постоянной практики, обучающий начнет понимать, что его тело обучал разум. Как чувствуется движение, если оно совершенно, как чувствует себя противник, теряющий устойчивость, как чувствует себя тело, когда сила удара доведена до максимума? С этими чувствами, твердо зафиксированными в уме, практикующий может постоянно воссоздавать результативную технику, вызванную ощущениями, которые развились постоянной практикой. Это явление называют «отчетливый зрительный образ». Если вы «видите» разумом, что вы успешны, вы будете еще более успешны в своих действиях. Таким образом, если защищающийся легким, как вес пера касанием, лишает противника устойчивости, то это проявление истинного просвещения и осознанного решения постичь глубины боевого искусства, что и является показателем внутренней силы. В то же время, первым и, возможно, наиболее важным положением внутренней подготовки является умение контролировать свое дыхание. Есть два аспекта этого положения: физическая кондиция и практика Тан-Джун (энергетический центр) дыхания. Однако к понятию «кондиция» следует добавить очевидное обстоятельство: серьезный представитель боевых искусств должен все время нарабатывать те жизненные привычки, которые могут поднять его физическую кондицию до максимального уровня. Если занимающийся имеет излишний вес или он курит и у него отдышка, ему будет сложно заниматься боевыми искусствами. Таким образом, ему необходимо сделать выбор: или он продолжает вести свой образ жизни, который в конце концов приведет к потере здоровья, или он хочет заниматься боевым искусством? Жить здоровой жизнью – это одна из наиболее важных основ занятия боевыми искусствами. Вторым методом контроля дыхания, практикуемого в хапкидо, является так называемое дыхание Тан-Джун. Энергетический центр расположен в нижней части живота, ниже пупка примерно в 3-х сантиметрах. Во время вдоха практикующий Тан-Джун концентрируется на этой зоне живота и позволяет ему расшириться и туго натянуться. Вдохнув до предела, ученик расслабляется, и позволяет воздуху полностью выйти из легких. Эта практика позволяет с одной стороны увеличить вентиляцию легких. А с другой поднять процент обмена между кислородом и углекислотой, что позволяет более эффективно чистить и восстанавливать организм. С целью сконцентрироваться и довести до предела длительность диафрагмального дыхания, практикующие замедляют дыхание с обычной частоты 16-20 циклов в минуту до восьми. Кто часто практикует эту систему, тот создает возможность более активного обмена кислорода, поэтому, чем медленнее дышать, тем вероятнее сознательно выбрать свой ритм дыхания. Продвинутые ученики абсолютно комфортно могут делать четыре фазы дыхания в минуту. таким образом, реализуется высказывание древних йогов, что уменьшая частоту дыхания, увеличиваете энергию жизни. Важным положением контроля дыхания в боевом искусстве является концепция «Ки». Огромное число книг написано об этой силе. И очень сложно привести к общему знаменателю, что же это такое. «Ки» имеет много переводов: дыхание, гнев, жизненная сила, энергия и дух. «Ки» является одним из трех понятий «силы», используемых в хапкидо. Примем во внимание, что хапкидо произошло из Кореи. А центральной фигурой корейского флага является водоворотное слияние красного и синего цветов, символизирующие ум-ян. Этот символ лучшим образом представляет баланс двойственности согласно даоскому учению. Когда силы ум (женское, темное, пространное) и ян (мужское, светлое, конкретное) находятся в равновесии, природа находится в идеальном состоянии, а Ки является ее величайшим проявлением. Согласно учению даосов медленное глубокое диафрагмальное дыхание восстанавливает баланс сил ум и ян в организме, и тем самым увеличивает до предела внутреннюю жизненную силу, называемую «Ки». Возрождение максимального уровня «Ки» дает в результате укрепленный организм, ясность ума, силу воли, т.е. то, что является важным в боевом искусстве. Чжуан-Цзы писал в третьем веке до н.э., что взаимодействие между инь (китайское обозначение ум) и ян создает «путь безостановочного превращения». Очень ценная точка зрения для серьезно занимающихся боевым искусством. По своей динамике хапкидо постоянно изменяющееся искусство, никогда полностью не предсказуемое. Таким образом, настоящий практик боевого искусства никогда не прекращает учиться, открывая для себя все новое и новое. Так как невозможно прекратить дышать (по собственному желанию), так и настоящий ученик не останавливает свою подготовку в боевом искусстве. Известный ученый, основатель макробиотки Мичио Куши, в своей книге «До-ин» писал: «Дыхание генерирует физическую энергию, ментальную стабильность и духовную стойкость. В результате человек имеет возможность иметь твердую позицию в жизни и не подвергаться влиянию меняющихся жизненных обстоятельств, его окружающих. Дыхание Тан-Джун развивает хорошее здоровье и долголетие.» Однако существует грань, разделяющая постигающего боевые искусства и воина в прямом смысле этого слова. Ученик воинских искусств это тот, кто практикует форму боевого искусства. Воин это участник боевых действий в с сфере боевых искусств. Он поднимает свою подготовку на уровень образа жизни, пути жизни. Поэтому он не может быть побежденным: он может быть «не в форме», ранен или даже убит, но его воля постоянно собрана и решительна, а дух его неукротим. И независимо от того, в бою он или нет, он всегда в мире с собой. И как говорят большие мастера в этом и есть суть хапкидо. © Игорь Гамбаров |
Центр Ханкидо-Хапкидо Украина, Днепропетровск тел. (0562) 38-26-90 тел. моб. +38 067 700-53-97 +38 068 408-47-07 |